fbpx

150515-1315 мая 2015 г. в Российской государственной детской библиотеке прошел VI Ежегодный межвузовский круглый стол студентов, аспирантов и молодых ученых: «Роль чтения в развитии личности ребенка».

Круглой стол «Роль чтения в развитии личности ребенка» прошел в РГДБ уже в шестой раз. В этом году еще больше студентов и молодых ученых приехали в РГДБ обсуждать вопросы детского и подросткового чтения. Расширяется список вузов и колледжей, студенты которых участвуют с докладами. Педагоги и воспитатели образовательных учреждений также уже традиционно проводят свои исследования, создают программы по литературным занятиям с детьми и делятся на круглом столе своими идеями, наработками и т. д.

В этом году участие в круглом столе приняли студенты, аспиранты, методисты и преподаватели МПГУ, МГПУ, МГППУ, РГГУ, РОСНОУ, Педагогического колледжа № 1 им. Ушинского, Московского колледжа сферы услуг № 10, а также педагоги школ, воспитатели детских садов, библиотекари, детские психологи школ и развивающих центров.
С каждым годом уровень исследований молодых ученых, занимающихся проблематикой детского и подросткового чтения, становится все более высоким, а интересующие темы все более разнообразными.
В этом году круглый стол состоял из трех секций:

  1. Актуальные проблемы чтения дошкольников.
  2. Актуальные проблемы чтения школьников.
  3. Тема войны в чтении современных детей и подростков.

На секции, посвященной вопросам чтении дошкольников, были следующие выступления:

  1. Психологические условия развития интереса к чтению детей дошкольного возраста. Прохорова Галина, аспирант МГППУ, педагог-психолог, учитель-логопед ГБУ ЦППМиСП «Северный».
  2. Научить читать = научить быть Читателем! Гончарова Екатерина, детский психолог АНО «Детский Центр «Радуга».
  3. Использование техники моделирования в обучении составлению творческих рассказов и сказок детьми старшего дошкольного возраста. Самотохина Наталья, студентка 1-го курса РосНОУ.
  4. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной и православной литературы. Асаева Екатерина, педагог ГБОУ Гимназия № 402 им. А. Молдагуловой, структурное подразделение № 3.
  5. Произведения Л.Н. Толстого как средство нравственного воспитания дошкольников. Шабля Анастасия, студентка 4 курса отделения «Дошкольная педагогика» ГБОУ ВО МГПУ Педагогический колледж им. К.Д. Ушинского.

Разгорелась бурная дискуссия о том, что значит воспитывать ребенка как читателя: достаточно ли для этого только научить понимать смысл прочитанного, или читать – это еще и переживать, эмоционально вовлекаться, общаться с автором и героем произведения.

Секция, посвященная проблематике чтения школьников, включала следующие выступления:

  1. Проблема понимания текстов младшими школьниками с введением новых ФГОС. Резникова Ольга, студентка РОСНОУ, педагог ГБОУ Школа № 2034.
  2. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения. Филиппова Наталья, педагог ГБОУ Гимназия № 1538
  3. Проектная деятельность школьников по теме “куклы”. Каширина Мария, МГПУ, ИГН, 2 курс магистратуры, специалист лаборатории социокультурных образовательных и просветительских практик ИСП МГПУ
  4. Удовлетворенность семей с детьми услугами детских библиотек. Дементьева Людмила, студентка 4 курса социологического факультета РГГУ
  5. Чтение учащихся профтехучилищ. Кононова Ирина, методист колледжа сферы услуг № 10.

В обсуждении высказывались идеи о том, что оценка качества чтения детей по формальным показателям (таким, например, как скорость чтения) мешает развитию ребенка как читателя на школьных уроках литературы.
В то же время обсуждались приёмы и методы, способствующие активизации читательских интересов младших школьников и подростков на уроках в школе: проектная деятельность, интегрированные уроки и т. д.

Завершался круглый стол секцией «Тема войны в чтении современных детей и подростков», приуроченной к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. На секции студенты и молодые специалисты выступали с докладами:

  1. Тема Великой Отечественной войны в чтении детей и подростков: первые результаты межрегионального исследования. Губанова Александра, научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, соискатель факультета социологии РГГУ.
  2. Символы Второй Мировой войны. Лабухина Валентина, Запевалова Алевтина, Ганишева Виктория, студенты 3 курса Факультета педагогики и психологии МПГУ.
  3. Дневник Анны Франк. Богатырева Валентина, Бернада Анастасия, Буданова Татьяна, Домбрич Наталия, студенты 3 курса Факультета педагогики и психологии МПГУ.
  4. Проблемы нравственного выбора (на примере произведения У. Стайрон «Софи делает выбор»). Иванова Елена, Ионова Валентина, Лысова Ольга, Троицкая Евгения, студенты 3 курса Факультета педагогики и психологии МПГУ.

Говорили о важности чтения книг о войне для формирования у детей и подростков чувства сопричастности истории своей страны, развития личности ребенка.
В организации и проведении круглого стола приняли участие сотрудники отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки: кандидат психологических наук Березина А. В., кандидат социологических наук Колосова Е. А., психологи Малахова Н. Г., Кукушкина С. С. и социолог Губанова А. Ю.
Подводя итоги круглого стола, многие выступающие говорили о своем намерении продолжать исследования и представить их результаты в следующем году уже на VII Ежегодном межвузовском круглом столе студентов, аспирантов и молодых ученых: «Роль чтения в развитии личности ребенка».
По результатам проведения круглых столов в 2014 и 2015 годах будет издан сборник статей.

Фотогалерея круглого стола