Березина Александра Виктровна

Кандидат психологических наук, доцент

Психолог-консультант, преподаватель психологии, нарративный практик

Профессиональные интересы

  • Помощь в развитии личностных и профессиональных интересов подростков и юношей, профконсультирование.
  • Помощь родителям и подросткам в разрешении трудностей во взаимоотношениях, семейных конфликтов, нахождения взаимопонимания.
  • Психология чтения детей и подростков.

Работа в РГДБ

1. Проведение исследований по психологии чтения детей и подростков.

2. Организация и проведение ежегодного круглого стола студентов, аспирантов и молодых ученых «Роль чтения в развитии личности ребенка».

3. Организация и проведение конференций по нарративной психологии и практике.

4. Разработка и проведение литературных занятий с детьми в РГДБ по авторским программам:

1. Березина А.В. Книги о труде и профессиях. (Профориентационная игра-квест для подростков). – 2011 г.

2. Березина А.В., Макарова А.О. Лапы, уши и хвосты! (Литературные занятия для младших школьников). – 2012 г.

3. Березина А.В., Макарова А.О. По следам великих путешественников. (Литературные занятия для младших школьников). – 2012 г.

5. Участие в проведении занятий студии «Веселый гусь».

6. Участие в межотдельских проектах (квестах): «Новое сказочное путешествие», «Бал сказок бр. Гримм», «Сказка – ложь, да в ней намек» и др.

7. Консультирование родителей подростков по вопросам общения и детско-родительских отношений.

8. Профконсультирование подростков и старшеклассников.

9. Индивидуальные психологические консультации для взрослых.

10. Руководство практикой студентов московских вузов (психологов, социальных педагогов, филологов).

Опыт работы:

  • С 1995 г. по 2003 г. работала школьным психологом ГОУ СОШ № 505.
  • С 2004 г. по 2013 г. – доцент кафедры психологии Московского гуманитарного педагогического института.
  • С 2003 года по настоящее время – главный библиотекарь в отделе социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки.
  • С 2012 г. по настоящее время – Преподаватель в высшей школе психологии.
  • С 2011 г. по настоящее время – Ведущий тренинговых образовательных программ в Центре нарративной психологии и практики.
  • С 2013 г. по настоящее время – доцент кафедры общей и педагогической психологии Московского государственного областного университета.

Образование:

В 1997 году окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

1997 – 2000 г. обучалась в аспирантуре факультета психологии МГУ.

В 2003 г. защитила диссертацию на тему «Особенности межличностного восприятия как условие совершенствования общения у подростков» и получила степень кандидата психологических наук.

Подготовка в области семейной терапии и нарративного подхода в консультировании:

  • 2007 – 2009 гг. – Институт групповой и семейной психологии и психотерапии. Программа «Системная семейная терапия» (600 ч.).
  • 2007 – 2008 гг. – Московский институт гештальта и психодрамы. Программа «Введение в психодраму» (160 ч.).
  • 2007 г. – Институт групповой и семейной психологии и психотерапии. Программа «Мастерская по психодраматической работе с семейной историей» (16 ч.).
  • 2008 г. – Институт групповой психотерапии и социального проектирования. Программа «Сказкотерапия средствами психодрамы и ролевой игры» (72 ч.).
  • 2009 – 2010 гг. – Центр нарративной психологии и практики. Программа обучения нарративной терапии:
    • - «Нарративная психотерапия» (70 ч.)
    • - «Обучение и клиентский опыт в группе. Работа в рефлексивных командах и группах свидетелей» (50 ч.)
    • - «Работа в нарративных рефлексивных командах и группах внешних свидетелей; нарративное консультирование с привлечением рефлексивной команды из участников группы и участием супервизора» (50 ч.)

Посещение семинаров-тренингов иностранных специалистов:

  • 24 – 25 сентября 2010 г. Центр нарративной психологии и практики. Программа «Утрата партнерских отношений: особенности терапевтической работы в нарративном подходе» (20 ч.). Преподаватель: Мэгги Кэрри (Австралия).
  • 15 – 16 января 2011 г. Центр нарративной психологии и практики. Институт нарративной терапии (Великобритания). «Картирование пути в беседах» (18 ч.). Преподаватель: Марк Хейвард.
  • 21 – 22 мая 2011 г. – Центр нарративной психологии и практики. Институт нарративной терапии (Великобритания). «Нарративная супервизия. Развитие навыков супервизора» (18 ч.). Преподаватели: Аманда Рэдстоун, Сара Уолтер.

Публикации:

Учебно-методические пособия

  1. Березина А.В. Межличностное познание и его формирование у школьников и студентов. Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов. – М.: Перспектива. 2009.
  2. Березина А.В., Журавлева Е.А., Мельникова И.В., Чижова К.И. Психология в деятельности учителя начальной школы: слагаемые успеха //Учебно-методическое пособие для слушателей повышения квалификации. - М.: "Полиграфцентр", 2007.

Основные статьи

  1. Березина А.В. Роль учителя в профессиональном самоопределении подростков // Ученые записки МГПИ. – Т. 6. – М., 2008. – С. 325 – 330.
  2. Березина А.В. Психологическое сопровождение развития подростков в процессе социализации // Педагогические проблемы социализации детей и юношества: вопросы теории и практики. – М., 2009. – С. 50 – 62.
  3. Березина А.В. Развитие коммуникативной (социальной) компетенции студентов в процессе изучения практических психологических дисциплин // Ученые записки МГПИ. – Т. 7. – М.: МГПИ. – 2009. – С. 220 – 226.
  4. Березина А.В. Использование литературного материала в тренингах общения для подростков и старшеклассников // Психолог в детской библиотеке. Опыт работы с литературой. – Вып. 5. – М., 2010. – С. 65 – 77.
  5. Березина А.В.Особенности социализации современных подростков. / Педагогические проблемы социализации: научные практико-ориентированные разработки (сборник № 3). – М., 2010.
  6. Березина А.В. Портрет современного подростка. / Современные подростки читатели. – М.: РГДБ, 2012. – С. 5 – 16.
  7. Березина А.В. Учитель. Кто он? Какой он? / Мой папа лучший. –– 2012. – Вып. 2. – С. 44 – 46.
  8. Березина А.В. Родительский контроль – как правильно? / Мой папа лучший. –– 2012. – Вып. 3. – С. 42 – 44.
  9. Березина А.В. Нагрузка должна быть посильной. / Мой папа лучший. –– 2012. – Вып. 3. – С. 44 – 46.
  10. Березина А.В. Настрой на оценки или на знания. / Мой папа лучший. –– 2012. – Вып. 4. – С. 41 – 43.
  11. Березина А.В. Подростки и родители: как понять друг друга. / Мой папа лучший. –– 2012. – Вып. 4. – С. 50 – 53.
  12. Березина А.В. Игровой клуб как форма психологической работы с подростками в условиях детской библиотеки //Социс. – М., 2013. - № 6.
  13. Березина А.В., Макарова А.О. Об опыте проведения литературных занятий с учащимися младших классов с использованием научно-познавательного материала // Роль чтения в развитии личности ребенка. – М.: РГДБ, 2013.- С. 80 – 85.
  14. Березина А.В. Формирование интереса к проблематике детского чтения у студентов, аспирантов и молодых ученых на примере проведения ежегодных круглых столов в РГДБ. // Роль чтения в развитии личности ребенка. – М.: РГДБ, 2013.- С. 5 – 14.
  15. Березина А.В., Кукушкина С.С., Малахова Н.Г. Работа психологов детской библиотеки по социализации детей и подростков. //Актуальные проблемы социального развития разных групп населения в социокультурном пространстве столичного мегаполиса. / Сборник статей по результатам городской межвузовской научно-практической конференции. – М.: МГПУ, 2013. - С. 59 – 68.