Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования 2014

SocPsy n2 2014Уважаемые коллеги!

Представляем вашему вниманию второй выпуск серии «Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования», в которой публикуются работы специалистов, работающих с детьми и изучающих современное детство.

Выходные данные: Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования. Вып. 2 / Российская государственная детская библиотека ; сост. Е. А. Колосова; ред. Е. А. Колосова, М. В. Карданова,. – Москва, 2014. – 100 с.

Сборник продолжает серию выпусков «Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования». Разделы сборника содержат статьи ведущих специалистов в области социологии детства, библиотечных психологов, социологов, а также начинающих исследователей проблем детского чтения. Главная задача этой серии – рассказать библиотекарям о важных и актуальных проблемах чтения и читателя-ребенка, о новых программах по привлечению детей к чтению, современных методах и методиках изучения читателей и библиотек, а также представление малодоступных материалов для широкой аудитории.

Первый раздел «Программы, методы и методики» содержит материалы, подготовленные психологами и социологами, предлагающими вниманию читателей инструментарии для решения практических исследовательских задач в библиотеке, а также различные методы по работе с литературно-художественными произведениями. Статья С. Н. Майоровой-Щегловой, доктора социологических наук, председателя исследовательского комитета «Социология детства» Российского общества социологов, посвящена описанию методики, разработанной для изучения оценки родителями эффективности библиотечных услуг, посредством телефонного опроса, дается обоснование проведения такого рода исследования и практические рекомендации по его проведению. Методика, направленная на изучение оценки контента для детей в интернете, разработанная и апробированная в РГДБ, дана в материале социолога РГДБ А. Ю. Губановой. Возможности использования фольклора как средства адаптации детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывании содержится в совместной статье психолога РГДБ А. В. Березиной и педагога И. В. Кононовой. В материале главного научного сотрудника РГДБ О. Л. Кабачек приведено краткое описание нового метода послойного анализа литературно-художественного произведения, который автор более подробно рассмотрит в отдельном издании РГДБ.

Второй раздел «Ребенок-читатель» открывает статья психолога РГДБ Н. Г. Малаховой, в которой обозначены основные тенденции прагматизации в дошкольном чтении, обнаруженные за последнее десятилетие, в том числе на материалах исследований РГДБ. В.П. Чудинова, главный научный сотрудник РГДБ в своей статье делает обзор относительно гендерных читательских предпочтения московских подростков, опираясь на различные социологические исследования. Начинающий исследователь Н. А. Марачинская обращается к истории появления такой специфической группы читателей, как учащиеся профессиональных учебных заведений.

Третий раздел содержит сведения о проведенных исследованиях в детских и детско-юношеских библиотек, а также других библиотек, обслуживающих детское население в РФ. В своей статье Колосова Е.А., заведующей отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения, анализирует основные результаты исследования «Потрет читателя РГДБ-2013», рассматривает различные показатели удовлетворенности работой детской библиотеки. Материалы С. А. Кузнецова социолога из Ставрополя посвящены исследованию информированности подростков об Афганской войне, их отношения к событиям 25-летней давности. Исследование Т. А. Пичугиной и Ю. А. Козловской из Ижевска предлагает читателю различные модели библиотеки будущего, которые существуют в представлениях учащихся 1-6 классов. В этом же разделе мы приводим главу из книги В. Марьясовой «Библиотечный мир глазами психолога»: учебно-методическое пособие, психолога МЦБС им. М.Ю. Лермонтова (г. Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, которая изучает эмпатию в контексте профессиональной подготовки и становления личности психолога, работающего в библиотеке. Завершает раздел статья А. Г. Ноготковой с итогами анкетирования в библиотеках Орловской области о работе в летний период.

Содержание

Данный выпуск  будет интересен специалистам по работе с детьми, социологам (предложены новые методики исследований), а также библиотечным психологам, занимающимся вопросами детского чтения, развития личности ребенка и саморазвитием.

Сборник доступен в Российской государственной детской библиотеке по адресу г. Москва, Калужская площадь, д. 1 (проезд до станции метро «Октябрьская» (кольцевая), а также в областных детских библиотеках вашего региона.

Подробнее о других выпусках серии: 

Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования 2013

Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования 2015

Приглашаем социологов, психологов и библиотечных специалистов, работающих с детьми, к публикации. Материалы принимаются по адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Решение о принятии материала к публикации принимает Редакционно-издательский совет РГДБ.