Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования 2015

SocPsy n3 2015Уважаемые коллеги!

Представляем вашему вниманию третий выпуск серии «Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования», в которой публикуются работы специалистов, работающих с детьми и изучающих современное детство.

Выходные данные: Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования. Вып. 3 / Российская государственная детская библиотека ; сост. Е. А. Колосова, ред. Е.А. Армадерова. – Москва, 2015. – 128 с.

Сборник продолжает серию выпусков «Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования». Разделы сборника содержат статьи специалистов по работе с детьми, объединенные общей задачей – рассказать о важных проблемах чтения и читателя, различных методиках изучения, приводятся результаты новых исследований, проведенных в библиотеках страны, описываются формы и методы работы с детьми, прогнозы относительно будущего профессии библиотекаря.

Первый раздел «Профессия библиотекаря сегодня: вызовы и практика» содержит материалы относительно предполагаемого будущего профессии библиотекаря и конкретные библиотечные методики, применяемые специалистами в работе современной библиотеки. Статья В.П. Чудиновой, кандидата педагогических наук, главного научного сотрудника РГДБ посвящена описанию международного опыта в отношении поддержки чтения подрастающего поколения и роли библиотек и библиотекарей в этом процессе. Профессия библиотекаря рассматривается в новых информационных условиях, обозначены основные тенденции развития отрасли и возможные варианты трансформаций библиотечной работы. Возможности проведения литературно-познавательных занятий с детьми в библиотеке на основе научно-популярной литературы описаны в статье кандидата психологических наук, гл. библиотекаря РГДБ А. В. Березиной. Аметова А.И., психолог из Крымской республиканской детской библиотеки им. В. Н. Орлова, поделилась опытом вовлечения детей дошкольного и младшего школьного возрастов в увлекательный мир книг и чтения. Кукушкина С.С., психолог РГДБ, в своей статье рассматривает такую важную проблему для подростков как выбор профессии и приводит пример занятия в рамках профориентационного тренинга «Путь в профессию». Редактор проекта РГДБ «Вебландия – лучшие сайты для детей», психолог РГДБ Армадерова Е.А. проанализировала лучшие варианты игр для детей с использованием ресурса Вебландия, разработанные библиотеками РФ.

Второй раздел «Литература о детях и для детей» открывает статья С.Н. Майоровой-Щегловой, доктора социологических наук, председателя исследовательского комитета «Социология детства» Российского общества социологов. В статье анализируются литературные произведения социальной фантастики с использованием интерпретационного метода на предмет формирования образа детства в будущем. Психолог РГДБ Н. Г. Малахова в своей статье размышляет о современных детях и возможностях детской литературы по формированию настоящего читателя, умеющего переживать, сопереживать. Заведующая отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, кандидат социологических наук Колосова Е.А. рассматривает роль книг жанра «ужастики» в социализации детей и подростков, на примере современной детской литературы. 

Третий раздел «Исследования в библиотеках» содержит материалы проведенных исследованиях в библиотеках, обслуживающих детское население в РФ, по различной тематике. В Год Культуры специалисты МКУК «Централизованная система детских библиотек» г. Челябинска провели локальное социологическое исследование среди читателей о представлениях и ориентирах в сфере культуры, которыми обладают современные подростки, об их собственных культурных ресурсах и роли культуры в жизни общества. Результаты исследования представила кандидат педагогических наук, главный библиотекарь по научно-методической работе Сафонова Н. К. Статья С. А. Кузнецова, социолога Ставропольской краевой детской библиотеки им. А.Е. Екимцева, посвящена теме участия родителей в чтении детей младшего возраста. Рассмотрены возможности современной семьи и отношение родителей к этой теме. Социолог РГДБ Губанова А.Ю. проанализировала на материалах всероссийских и локальных исследований, проведенных в РГДБ, состав детской аудитории интернета с позиции социологии детства. Заместитель директора Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки в своей статье представила результаты республиканского социологического исследования о месте чтения и компьютера в жизни современных подростков.

Содержание

Данный выпуск будет полезен специалистам, работающим с детьми, а также библиотечным психологам и социологам, занимающимся вопросами детского чтения и литературы для детей, развития библиотек, исследованиями в области традиционной и электронной культуры.

Сборник доступен в Российской государственной детской библиотеке по адресу г. Москва, Калужская площадь, д. 1 (проезд до станции метро «Октябрьская» (кольцевая), а также в областных детских библиотеках вашего региона.

Подробнее о других выпусках серии:

Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования 2013

Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования 2014

Приглашаем социологов, психологов и библиотечных специалистов, работающих с детьми, к публикации. Материалы принимаются по адресу  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Решение о принятии материала к публикации принимает Редакционно-издательский совет РГДБ.